Ќациональный »нститут јвиационных “ехнологий / ѕрограмма минимум по истории и философии науки
¬ 1966 √ќƒ” Ќ»ј“ Ќј√–ј∆ƒ≈Ќ ќ–ƒ≈Ќќћ
“–”ƒќ¬ќ√ќ  –ј—Ќќ√ќ «Ќјћ≈Ќ»
RUS|ENG
–‘, ћосква, 117587
 ировоградска€ ул. 3
“ел.: +7 (495) 311-7215
ѕ–ќћџЎЋ≈ЌЌџ…
ƒ»«ј…Ќ
“≈’ЌќЋќ√»»  ќћѕќ«»“Ќџ’
 ќЌ—“–” ÷»…
Ё ќЌќћ» ј ѕ–≈ƒѕ–»я“»…
ћјЎ»Ќќ—“–ќ≈Ќ»я
“≈’ЌќЋќ√»я
ѕќ—Ћќ…Ќќ√ќ —»Ќ“≈«ј
–ј— –ќ… » –≈« ј ћ≈“јЋЋ»„≈— »’ » Ќ≈ћ≈“јЋЋ»„≈— »’ ћј“≈–»јЋќ¬
— ѕќћќў№ё Ћј«≈–Ќџ’ » √»ƒ–ќјЅ–ј«»¬Ќџ’ “≈’ЌќЋќ√»…
јƒƒ»“»¬Ќџ≈
“≈’ЌќЋќ√»»
—ѕ≈÷»јЋ»«»–ќ¬јЌЌќ≈ “≈’ЌќЋќ√»„≈— ќ≈
ќЅќ–”ƒќ¬јЌ»≈
—Ѕќ–ќ„Ќќ-ћќЌ“ј∆Ќџ≈ ѕ–ќ÷≈——џ
» ѕќƒ√ќ“ќ¬ ј ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ј
Ќќ–ћј“»¬Ќќ-“≈’Ќ»„≈— јя ƒќ ”ћ≈Ќ“ј÷»я
» ћј“≈–»јЋџ
 Ы† ќјќ Ќ»ј“  Ы† ќЅ »Ќ—“»“”“≈  Ы† ј—ѕ»–јЌ“”–ј  Ы† ѕрограмма минимум по истории и философии науки
Ќј √Ћј¬Ќ”ё
ќЅ »Ќ—“»“”“≈
—ќ¬≈“ ƒ»–≈ “ќ–ќ¬
–” ќ¬ќƒ—“¬ќ
”„≈Ќџ… —ќ¬≈“
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Ы Ќ“—
ƒ»——≈–“ј÷»ќЌЌџ… —ќ¬≈“
ј““≈—“ј÷»ќЌЌџ≈ ƒ≈Ћј —ќ»— ј“≈Ћ≈…
ј—ѕ»–јЌ“”–ј
Ќј”„Ќќ-
ќЅ–ј«ќ¬ј“≈Ћ№Ќџ…
÷≈Ќ“–
Ћ»÷≈Ќ«»» » —≈–“»‘» ј“џ
»Ќ“≈ЋЋ≈ “”јЋ№Ќјя
—ќЅ—“¬≈ЌЌќ—“№
ј ÷»ќЌ≈–јћ
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Ы —”ў≈—“¬≈ЌЌџ≈ ‘ј “џ Ы ј‘‘»Ћ»–ќ¬јЌЌџ≈ Ћ»÷ј Ы Ёћ»——»я ÷≈ЌЌџ’ Ѕ”ћј√
Ќј”„Ќџ≈
Ќјѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я
»—ѕџ“јЌ»я
ѕ”ЅЋ» ј÷»»
Ё —ѕ≈–“»«ј
ѕ–ќ»«¬ќƒ—“¬ќ
 ќЌ“ј “џ

ѕрограмма минимум по истории и философии науки

ѕ–ќ√–јћћј - ћ»Ќ»ћ”ћ
 јЌƒ»ƒј“— ќ√ќ Ё «јћ≈Ќј
по курсу
«»стори€ и философи€ науки»
«ќбщие проблемы философии науки»
 
¬ведение
Ќасто€ща€ программа философской части кандидатского экзамена по курсу "»стори€ и философи€ науки" предназначена дл€ аспирантов и соискателей всех научных специальностей. ќна представл€ет собой введение в общую проблематику философии науки. Ќаука рассматриваетс€ в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. ќсобое внимание удел€етс€ проблемам кризиса современной техногенной цивилизации и глобальным тенденци€м смены научной картины мира, типов научной рациональности, системам ценностей, на которые ориентируютс€ ученые. ѕрограмма ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих в науке на современном этапе ее развити€ и получение представлени€ о тенденци€х исторического развити€ науки.
ѕрограмма разработана »нститутом философии –јЌ при участии ведущих специалистов ћ√” им. ћ.¬.Ћомоносова, —ѕб√” и р€да других университетов. ѕрограмма одобрена экспертным советом ¬ј  ћинобразовани€ –оссии по философии, социологии и культурологии.
 
1.    ѕредмет и основные концепции современной философии науки
“ри аспекта быти€ науки: наука как генераци€ нового знани€, как социальный институт, как особа€ сфера культуры.
Ћогико-эпистемологический подход к исследованию науки. ѕозитивистска€ традици€ в философии науки. –асширение пол€ философской проблематики в постпозитивистской философии науки.  онцепции  . ѕоппера, ». Ћакатоса, “. уна,  ѕ.‘ейерабенда,  ћ.ѕолани.
—оциологический и культурологический подходы к исследова¬нию развитии науки. ѕроблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной де€тельности.  онцепции ћ. ¬ебера, ј. ойре, –. ћертона, ћ.ћалке€.
 
2. Ќаука в культуре современной цивилизации
“радиционалистский и техногенный типы цивилизационного развити€ и их базисные ценности. ÷енность научной рациональности.
Ќаука и философи€. Ќаука и искусство. –оль науки в современном образовании и формировании личности. ‘ункции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительна€ и социальна€ сила).
 
3. ¬озникновение науки  и основные стадии еЄ исторической эволюции
ѕреднаука и наука в собственном смысле слова. ƒве стратегии порождени€ знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихс€ форм производства и обыденного опыта.
 ультура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. јнтична€ логика и математика. –азвитие логических норм научного мышлени€ и организаций науки в средневековых университе¬тах. –оль христианской теологии в изменении созерцательной по¬зиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипул€ци€ с природными объектами – алхими€, астрологи€, маги€. «ападна€ и восточна€ средневекова€ наука.
—тановление опытной науки в новоевропейской культуре. ‘ормиро¬вание идеалов математизированного и опытного знани€: оксфор¬дска€ школа, –оджер Ѕэкон, ”иль€м ќккам. ѕредпосылки возникновени€ экспериментального метода и его соединени€ с математическим описанием природы. √. √алилей, ‘ренсис Ѕэкон, –. ƒекарт. ћировоззрен¬ческа€ роль науки в новоевропейской культуре. —оциокультурные предпосылки возникновени€ экспериментального метода и его соединени€ с математическим описанием природы.
‘ормирование науки как профессиональной де€тельности. ¬озникновение дисциплинарно-организованной науки. “ехно¬логические применени€ науки. ‘ормирование технических наук.
—тановление социальных и гуманитарных наук. ћировоззренческие основани€ социально-исторического исследовани€.
 
4. —труктура научного знани€
Ќаучное знание как сложна€ развивающа€с€ система. ћногообразие типов научного знани€. Ёмпирический и теоретический уровни, критерии их различени€. ќсобенности эмпирического и теоретического €зыка науки.
—труктура эмпирического знани€. Ёксперимент и наблюдение. —лучайные и систематические наблюдени€. ѕрименение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. ƒанные наблюдени€ как тип эмпирического знани€. Ёмпирические зависимости и эмпирические факты. ѕроцедуры формировани€ факта. ѕроблема теоретической нагруженности факта.
—труктуры теоретического знани€. ѕервичные теоретические модели и законы. –азвита€ теори€. “еоретические модели как элемент внутренней организации теории. ќграниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. –оль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. –азвертывание теории как процесса решени€ задач. ѕарадигмальные образцы решени€ задач в составе теории. ѕроблемы генезиса образцов. ћатематизаци€ теоретического знани€. ¬иды интерпретации математического аппарата теории.
ќсновани€ науки. —труктура оснований. »деалы и нормы ис¬следовани€ и их социокультурна€ размерность. —истема идеалов и норм как схема метода де€тельности.
Ќаучна€ картина мира. »сторические формы научной картины мира. ‘ункции научной картины мира (картина мира как онто¬логи€, как форма систематизации знани€, как исследовательска€ программа).
ќперациональные основани€ научной картины мира. ќтноше¬ние онтологических постулатов науки к мировоззренческим до¬минантам культуры.
‘илософские основани€ науки. –оль философских идей и принципов в обосновании научного знани€. ‘илософские идеи как эвристика научного поиска. ‘илософское обоснование как условие включени€ научных знаний в культуру.
 
5. ƒинамика науки как процесс порождени€ нового знани€
»сторическа€ изменчивость механизмов порождени€ научного знани€. ¬заимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становлени€ новой дисциплины. ѕроблема классификации. ќбратное воздействие эмпирических фактов на основани€ науки.
‘ормирование первичных теоретических моделей и законов. '–оль аналогий в теоретическом поиске. ѕроцедуры обосновани€ теоретических знаний. ¬заимосв€зь логики открыти€ и логики обосновани€. ћеханизмы развити€ научных пон€тий.
—тановление развитой научной теории.  лассический и не¬классический варианты формировани€ теории. √енезис образцов решени€ задач.
ѕроблемные ситуации в науке. ѕерерастание частных задач в проблемы. –азвитие оснований науки под вли€нием новых теорий.
ѕроблема включени€ новых теоретических представлений в культуру.
 
6. Ќаучные традиции и научные революции.
“ипы научной  рациональности
¬заимодействие традиций и возникновение нового знани€. Ќаучные революции как пере¬стройка оснований науки. ѕроблемы типологии научных револю¬ций. ¬нутридисциплинарные механизмы научных революций. ћеждисциплинарные взаимодействи€ и "парадигмальные прививки" как фактор революционных преобразований в науке. —оциокультурные предпосылки глобальных научных революций. ѕерестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренчес¬ких универсалий культуры. ѕрогностическа€ роль философского знани€. ‘илософи€ как генераци€ категориальных структур, необ¬ходимых дл€ освоени€ новых типов системных объектов.
Ќаучные революции как точки бифуркации в развитии знани€. Ќелинейность роста знаний. —елективна€ роль культурных тради¬ций в выборе стратегий научного развити€. ѕроблема потенци-ально возможных историй науки.
√лобальные революции и типы научной рациональности. »сторическа€ смена типов научной рациональности: классическа€, неклас¬сическа€, постнеклассическа€ наука.
 
7. ќсобенности современного этапа развити€ науки. ѕерспективы научно-технического прогресса
√лавные характеристики современной, постнеклассической на¬уки. —овременные процессы дифференциации и интеграции наук. —в€зь дисциплинарных и проблемно-ориентированных ис-следований. ќсвоение саморазвивающихс€ "синергетических" си¬стем и новые стратегии научного поиска. –оль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихс€ системах. √лобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. √лобальный эволюционизм и современна€ научна€ картина мира. —ближение идеалов есте¬ственнонаучного и социально-гуманитарного познани€. ќсмысле¬ние св€зей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развити€ науки. ¬ключение социальных ценностей в процесс выбора стратегий ис¬следовательской де€тельности. –асширение этоса науки. Ќовые этические проблемы науки в конце XX столети€. ѕроблема гуманитарного контрол€ в науке и высоких технологи€х. Ёкологическа€ и социально-гуманитарна€ экспертиза научно-технических проектов.  ризис идеала ценностно-нейтрального исследовани€ и проблема идеалогизированной науки. Ёкологическа€ этика и ее философские основани€. ‘илософи€ русского космизма и учение ¬.». ¬ернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. ѕроблемы экологической этики в современной западной философии (Ѕ.  алликот, ќ. Ћеопольд,  –. јттфильд). 
ѕостнеклассическа€ наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. —циентизм и антисциентизм. Ќаука и паранаука. ѕоиск нового типа  цивилизационного развити€ и новые функции науки в культуре. Ќаучна€ рациональность и проблема диалога культур. –оль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
 
8. Ќаука как социальный институт
–азличные подходы к определению социального института на¬уки. »сторическое развитие институциональных форм научной де€тельности. Ќаучные сообщества и их исторические типы (республика уче¬ных 17 века; научные сообщества эпохи дисциплинарно организо¬ванной науки; формирование междисциплинарных сообществ на¬уки XX столети€). Ќаучные школы. ѕодго¬товка научных кадров. »сторическое развитие способов транс눬ции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера).  омпьютеризаци€ науки и ее социальные послед¬стви€. Ќаука и экономика. Ќаука и власть. ѕроблема секретности и закрытости научных исследований. ѕроблема государственного регулировани€ науки.
 
–екомендуема€ основна€ литература:
1.              ћ. ¬ебер. »збранные произведени€. ћ.: ѕрогресс, 1990 г.
2.              ¬.Ќ. ¬ернадский. –азмышлени€ натуралиста. Ќаучна€ мысль как планетарное €вление. ћ.: Ќаука, 1978 г.
3.              √лобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ѕер. с англ. и француз. ћ.: ѕрогресс, 1990 г.
4.              ћ. ћалкей. Ќаука и социологи€ знани€. ћ.: ѕрогресс, 1983 г.
5.              ј.Ћ. Ќикифоров. ‘илософи€ науки: истори€ и методологи€. ћ.: ƒом интеллектуальной книги, 1998 г.
6.              ј.ѕ. ќгурцов. ƒисциплинарна€ структура науки. ћ.: Ќаука, 1988 г.
7.               . ѕоппер. Ћогика и рост научного знани€. ћ.: ѕрогресс, 1983 г.
8.              ¬.—. —тепин, ¬.√. √орохов, ћ.ј. –озов. ‘илософи€ науки и техники. ћ.: √ардарика, 1996 г.
9.              “омас  ун. —труктура научных революций. ћ.: »зд. ј—“, 2001 г.
10.            ойре ј. ќчерки истории философской мысли. ќ вли€нии философских концепций на развитие научных теорий. ћ.,1985 г.
11.           “радиции и революции в развитии науки. ћ.: Ќаука, 1991 г.
12.           ‘илософи€ и методологи€ науки. ”чебник дл€ вузов. ( олл. авторов) / ѕод ред. ¬.».  упцова. ћ.: јспект-ѕресс, 1996 г.
 
ƒополнительна€ литература:
1.              ѕ.ѕ. √айденко. Ёволюци€ пон€ти€ науки (XVII-XVIII вв.). ћ., 1987 г.
2.              Ќаука в культуре. ћ., 1998 г.
3.              ѕринципы историографии естествознани€. ’’ век. /ќтв. ред. ».—. “имофеев. ћ., 2001 г.
4.              —овременна€ философи€ науки. ’рестомати€. / —оставитель ј.ј. ѕеченкин. ћ., 1996 г.
5.              ¬.—. —тепин. “еоретическое знание. ћ., 2000 г.
6.              –азум и экзистенци€. ѕод ред. ».“.  асавина и ¬.Ќ. ѕоруса. —ѕб., 1999 г.
7.              ¬.∆.  елле. Ќаука как компонент социальной системы. ћ., 1988 г.
8.              ≈.ј. ћамчур. ѕроблемы социокультурной детерминации научного знани€. ћ., 1987 г.
9.              ј.¬.  езин. Ќаука в зеркале философии. ћ., 1990 г.
10.           Ћ.Ќ.  осарева. —оциакультурный генезис науки: философский аспект проблемы. ћ., 1989 г.
11.           ѕ. ‘ейерабенд. »збранные труды по методологии науки. ћ.: ѕрогресс, 1986 г.
12.           ѕригожин »., —тенгерс ». ѕор€док из хаоса. ћ.,
13.           ј.‘. «отов. —овременна€ западна€ философи€. ћ., 2001 г.
14.           Ќ.Ќ. ћоисеев. —овременный рационализм. ћ., 1995 г.
15.           ¬.ј. Ћекторский. Ёпистемологи€ классическа€ и неклассическа€. ћ., 2000 г.
16.           ’юбнер  . »стина мифа. ћ., 1996 г.


††††
–‘, ћосква, 117587,  ировоградска€ ул. 3
“ел.: +7 (495) 311-7215, E-mail: info@niat.ru
·• stat
+3  ∑146  ∞89326
ќјќ Ќ»ј“ © Ѓ 2015
^ Ќаверх